Глава VIII. Великий поход. Победа над Конурбаем.
Манас устроил китайцам кровавое побоище и многих загнал в бурлящие волны Сарысуу. Конурбай не мог остановить свое бегущее войско, растерялся и, не вступая в схватку с Манасом, тоже бежал. Половина китайских войск, бежавших от резни, погибла, утонув в реке.
Конурбай послал вестника в Бейджин, и оттуда прибыло новое многочисленное войско во главе с Мадыкан-доо. Но Алмамбет до их прихода заговорил погоду, заморозил льдом воды Сарысуу и переправил на другой берег многочисленное войско живым и невредимым.
Одноглазый Мадыкан-доо, восседающий на однорогом быке (62), рысь которого была быстрее ветра, рост которого был с гору, с гневом налетел на Муз-бурчака и Кошоя и, сбив их с коней, захватил с собой. В один миг он сбил еще Кёкчё и Бокмуруна, но не мог захватить их в плен. Чубак схватил Бокмуруна, Бакай схватил Кёкчё, и, посадив их на своих коней, они ускакали от великана. Когда же Мадыкан помчался, держа в поводу мула с Кошоем и Музбурчаком, налетел Сыргак и освободил их.
Сорок чоро напали на Мадыкана. Они бросили в него копья, кололи его кинжалами, но Мадыкану их удары казались комариными укусами. Встретившись с ним, и Манас вступил с ним в поединок. Долго они бились один на один, и никто из них не мог свалить другого.
В это время войско Конурбая вступило в битву с войском Манаса, и началась долгая, кровавая битва, людские и конские трупы лежали высокими холмами на поле сражения. Кровь лилась бурлящей рекой. Когда Алмамбет сбил с коня китайского балбана Берюкева, подскочил Бакай и отрубил ему голову. В это время Джолой балбан сражался с Аджибаем и свалил его с коня. Ылама балбан подхватил его коня Карткурена и угнал с собой, но Бакай сбил Джолоя, а Чубак отрубил ему голову.
Чубак и Сыргак в упорном бою сбили с коня Конурбая и хотели его убить, но подлетел Мадыкан и освободил его. Мадыкан едва не убил Тёштюка, но ему удалось спастись.
Наконец китайские войска, испугавшись жестокой резни, бросились бежать. Мадыкана окружили Манас с сорока чоро, Алмамбет и Бакай сразу вместе бросили в него копья. Мадыкан от толчка выпустил повод своего быка. Не дав ему возможности схватить повод, Чубака и Шууту одновременно тоже вонзили в него свои копья. При этом толчке у Мадыкана выскочила нога из стремни. Вслед за ними налетел стремительно Манас, и от его натиска Мадыкан слетел с быка. Тут подоспел Чубак на своем Коктеке и отрубил голову сивому быку великана. Спешившийся Мадыкан погиб от руки Манаса.
В этом сражении было уничтожено много китайских великанов. Конурбай сражался с Манасом, но бежал.
Сильный гнев охватил Кокджала,
Не мог ему противостоять Конурбай,
С криком не мог он колоть пикой,
Не мог он оказать никакого сопротивления.
Через вершину огромного холма
Перескочил, почуяв ярость, Манас.
Потерял Конурбай рассудок,
Со всех ног в сторону Бейджина
Помчался могучий Конурбай.
При виде грозного Калчи
Манас не содрогнулся.